Добро пожаловать в мир Валторны

История Валторна
Как звучит Валторна


Валторна

Нотация (запись):
` иногда 1

Строй инструмента: "in F"

Транспонирует (звучит): на чистую квинту вниз от написанного

(итал. - Corno,  франц. - Cor
нем. -
Waldhorn,  англ. - Horn)


Валторна – медный духовой инструмент, который отличается от других подобных инструментов своим превосходным и мягким и туманным тоном, своим певучим и бархатным тембром. Тоновой регистр валторна басово-теноровый. В нижних тонах его звучание более грубый, при игре пиано певучий и мягкий, а в форте светлый и яркий. Это помогает инструменту передавать не только мрачное и грустное настроение, но и торжественное и радостное настроение.
Валторна

Валторна дает возможность исполнить длинные ноты и мелодии широкого дыхания, так как расход воздуха здесь небольшой, но это не касается крайних регистров. Довольно долгое время валторны использовались только в натуральном виде, и на валторне именно в таком виде играл сам Бетховен, но начиная с начала XIX века больше используется валторны с вентилями. В натуральном виде инструмент был ограничен в своем звукорядом, как и другие духовые инструменты, которые не имели вентиля. С помощью вентиля можно играть весь звукоряд инструмента. Этот музыкальный инструмент стал известным с середины XVII века, когда его начали использовать в оркестре, долгое время валторна имела свое важное и довольно главное место в симфонических оркестрах, но сейчас этот инструмент к сожалению немного игнорируется. Это отношение связано с тем, что сейчас многие хотят, чтобы создался музыкальный инструмент, на котором можно будет сыграть всю натуральную гамму. Эту задачу более ли менее решил Адольф Сакс – изобретатель саксофона. Спустя некоторое время такие композиторы, как В. А. Моцарт и Й. Гайдн написали классические концерты, где солирующим инструментом стала валторна. С помощью этих концертов они раскрыли певучее звучание, и способность передать образы, которые полны задором и юмором.

Бетховен

Бетховен написал для этого инструмента сонату, с помощью чего хотел полностью раскрыть героическое начало с помощью звучания. Через некоторое время он решил подчеркнуть валторну в своих симфонических произведениях. Кроме этих композиторов обратили внимание на валторну М. И. Глинка, С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. Хачатурян. М. И. Глинка максимально довел звучание валторны к голосу человека.




 

Людвиг ван Бетховен - Соната F-dur, Op.17 для валторны и фортепиано
Исполняет Глеб Карпушкин (валторна)


I часть - Allegro moderato
II часть - Poco adagio quasi andante
III часть - Rondo. Allegro moderato


Кроме симфонических и духовых оркестров этот инструмент используется также как сольный и ансамблевый инструмент. Валторну создали из охотничьего сигнального рога, что доказывает само имя, которое в переводе с немецкого означает «лесной рог». Это приводит к тому, что слушатели ассоциируют звучание инструмента с звуками природы, полей, лесов. Но валторна имеет мужское звучание, которое имеет в себе драматические оттенки. В звуках этого инструмента отражена его история, как в середине века именно с помощью валторны подавали сигналы начала рыцарских турниров. В это время было возможно исполнить всего 14-15 звуков. Охотничий рог стал натуральной валторной в 1750 г. с помощью музыканта по имени А. Й. Хампель. Хампель родом из Дрездена. Он первым опустил раструб валторны вниз, ведь до этого держали раструб только вверх, и начал вводить в него свою руку, с помощью чего высоту натуральных звуков стало возможно повышать и понижать. Внешний вид инструмента очень изменился. Сейчас он имеет вид металлической трубы, которая свернута в круг. Длина валторны больше трех метров. В центре этого круга находится вентильный механизм, который дает возможность понижать высоту натуральных звуков и регулировать длину воздушного столба. Музыканты, которые играют на этом инструменте кладут свою левую руку на его трех клавишах. С помощью 4-ой и 5-ой вентили можно намного облегчить процесс исполнения. Исполнителю мундштук, чтобы вдуть в валторну воздух. На этом инструменте обыкновенной исполнитель сможет издавать звуки натуральной гаммы. С помощью руки можно издать недостающие звуки хроматической и диатонической гаммы. Для этого исполнителю нужно вкладывать руку в нижнюю часть валторны, которая более расширенная. Эта часть называется устье. Звуки, которые можно издать таким способом наживаются закрытыми. Длина трубки валторны зависит от строя инструмента – если строй высокий, то трубка короткая, а если строй низкий, то трубка соответственно длинная. Больше всего используются F, E, Es строи этого инструмента. Если музыканту нужно переменить стой инструмента, для этого они пользуются согнутыми трубками, которые называются кронами или машинками. Эти трубки делают трубу валторны более длинной. Все ноты натуральной гаммы доступны не на всех валторнах. Число доступных нот зависит от того, где находится строй инструмента – чем ниже строй, тем больше нот доступно. На инструменте с тремя цилиндрами или с пистонами исполнителю дана возможность сыграть всю хроматическую гамму, без никаких закрытых звуков. Этот инструмент принадлежит к ряду транспортирующих инструментов. Это означает, что в произведении партия для валторны пишется в одно тональности, но исполняется эта партия в том ладу, в котором настроен инструмент. Сейчас этот инструмент более используется в строе F, также в духовых оркестрах используется в строе Es. Диапазон этого инструмента начинается от H1, то есть с си контроктавы, и доходит до f², то есть до фа второй октавы. Композиторы пишут ноты партии для этого инструмента в скрипичном ключе, и на квинту выше его действительного звучания, также пишется в басовом, но здесь на ниже своего действительного звучания на кварту. Раньше партии валторны нотировались вез всяких ключей.

Автор: Вожжаев Владлен