Балабан

Нотация (запись): `

Строй инструмента: "in C"

Не транспонирует

(азерб - Balaban,  лезг. - Кфил,
тур. -
Balaban или Mey)


Балабан – древний народный музыкальный инструмент Азербайджана. Его относят к разряду духовых. Конструкция балабана представляет из себя длинную трубку, которая имеет девять отверстий, позволяющих менять высоту звука. Исторически сложилось так, что схожие инструменты используются у азербайджанским народом, узбеками и другими народами. К примеру, используемые в Грузии, а также Армении дудуки очень напоминают балабан своим звучанием.

Балабан

Из сохранившихся письменных источников мы узнаем, что на современной территории государства Азербайджан существовали более двадцати музыкальных инструментов, имеющих конструкционные отличия. Кроме того, различались они техниками игры на них, извлечения звука и характерным звучанием.

К сожалению, многие вышеуказанные инструменты фактически не используются, но распространенными все еще остаются: тулум, ней, тутек, зурна и, в первую очередь - балабан. Почему именно балабан завоевал такое массовое признание? Все дело в мягком, обволакивающем, лиричном, непревзойденно певучем звучании этого древнего инструмента. Примечательно, что из-за трости, имеющей сплющенную форму, его порой называют “ясты-балабан”.

История возниконовения

Балабан является одним из старейших и культовых народных инструментов в Азербайджане. После активных археологических раскопок на месте расположения древнего города Мингечаура были обнаружены музыкальные инструменты, выполненные из костей. Датируются они I веком до н.э. Именно этот инструмент считается прототипом привычного нам балабана. Впервые мы встречаем упоминания о нем в эпическом сказании “Китаби-Деде Горкуд”. После сталкиваемся с таким наименованием в поэмах азербайджанских классиков.

Имя инструмента произошло вследствие объединения двух слов турецкого происхождения: «бан», что означает «звук», и «бала», что значит «маленький». Такое название продиктовано низким тембром инструмента, издающим особый лирично-печальный звук. Эти слова все еще используются в современном азербайджанском языке. К примеру, фраза “петух пропел” переводится как “хороз банланды”. Не стоит забывать, что балабан - это, в первую очередь, духовный инструмент. Мы сталкиваемся с его названием также в трудах тюркских авторов эпохи раннего Средневековья. Но самым важным упоминанием является книга С. Абдулселимова. В качестве источника были использовано нотное произведение выдающегося азербайджанского композитора Узеира Хаджибекова. А в 1931 г. был основан Азербайджанский Оркестр Народных Инструментов. Он существует и в наше время.

Балабан распространялся и активно эксплуатировался в различных культурах, видоизменялся и превращался в новые инструменты, при этом базирующиеся на конструкции классического балабана. Вот лишь малая часть государств и используемых там видоизменений балабана:

Конструкция

Конструкция балабана была создана более двух тысяч лет назад и с того времени не изменилась: верхнее окончание ствола (в разных пособиях имеет различное название: «баш» или «кюп») имеет форму шара, а вот нижней части, «аяку», специально придается острота. Именно такая конструкция обеспечивает тот неповторимый бархатный звук. Специальный канал для звука, общим диаметром в 10 мм, просверливают дрелью, с лицевой стороны балабана также оставляют восемь сквозных отверстий. При этом более старые экземпляры балабанов, которые сейчас хранятся в музейных архивах, имеют максимум семь отверстий.

Со стороны тыла, в особой точке изготавливается дополнительное отверстие. Кроме того, некоторые мастера просверливают с обратной стороны еще одно, скрытое отверстие - так называемое “низам пэрдэси”. Оно обеспечивает дополнительные регулировки, значительно улучшая тембр звучания и точность попадания в ноты балабана.

При изготовлении балабана используется древесина различных сортов: орех, абрикос, груша и тутовое дерево. Для изготовления используется специальный станок, на котором инструмент вытачивается, а затем выдалбливается лишняя древесина внутри. После этого прототип обрабатывается растительным маслом, оливковым или льняным, и помещают в условия, обеспечивающие постоянную температуру. Для изготовления мундштука используется камыш, которому придают приплюснутую форму с внешней стороны.

Звучание

Что касается диапазона инструмента, то он включает полторы октавы – от ноты «соль» малой до ноты «до» второй октавы. Особенно опытные и виртуозные музыканты с помощью специальной техники напряжения губных мышц (в профессиональной среде называемой “додаг сыхма”) извлекают даже звуки до “ми бемоль” второй октавы. Существует множество техник игры на балабане, некоторые из них пришли к нам из древних традиций, некоторые были созданы нашими современниками. Одна из них – «богаз вурма». Это особая, сложнейшая игровая манера, которая используется для воспроизведения прерывистых пассажей. В нижнем из доступных регистров, «бэм», инструмент приобретает тусклое и звонкое звучание, в среднем диапозоне «орта» - звучание имеет лирический, бархатный, мягкий характер, при воспроизведении высоких нот, «зил», балабан приобретает ясное и нежное звучание.

Звукоряд инструмента диатонический. Для воспроизведения тех или иных хроматических гамм исполнитель прикрывает необходимые отверстия, подбирая таким образом оптимальную силу и динамику вдувания. Примечательно, что вибрато балабана (характерное прерывистое, вибрирующее звучание) чем-то напоминает то, как звучит в нижнем регистре кларнет.

Исполнение

Исполнение произведений на балабане происходит как сольно, так и в составе дуэта. Кроме того, его часто используют для придания большего колорита ансамблям, фольклорным группам и даже оркестрам. При игре на балабане исполнитель использует технику одновременного и поочередного открытия и закрытия 9 доступных отверстий, наподобие блок-флейты и других духовых. При помощи пальцев и отверстий музыкант определяет необходимую тональность и высоту звука, а при помощи силы поступающего воздуха – динамику и интенсивность. Для регулировки строя инструмента используется специальный хомут, который предварительно одевается на мундштук.

Традиционное исполнения подразумевает использование двух инструментов, при этом один из балабанов ведет мелодичную часть, а второй – воспроизводит органную или басовую партию. Примой здесь выступает мастер, называемый также «уста». Именно он ведет основную мелодию. Подмастерье, играющий вторую роль, носит различные наименования, например, «демкеш» либо «зуйчу». Он выспроизводит постоянный низкий звук. В таком составе исполняются народные произведения и инструментальные пьесы. Традиция подразумевает также сопровождение игры такого дуэта музыкантами, играющими на нагаре, а также гавале. Такой ансамбль носит название «балабанчылар дэстэси».

Разновидности балабана в зависимости от регистра и диапозона носят профессиональные названия: альт, тенор и бас. В академической музыке балабан используется не так активно, но все же есть известные примеры. К ним можно отнести произведения У. Гаджибекова, Х. Джафарова, М.Магомаева.


Послушайте как звучит балабан
Автор: Вожжаев Владлен