Балалайка

Музыкальный инструмент балалайка был изобретен на Руси. Это струнный инструмент, который относится к виду щипковых. Балалайки могут быть самыми разными: и крошечными – от шестисот до семисот миллиметров (они носят название прима), и огромными, превышающими полтора метра в длину (такие балалайки называются субконтрабас).

Корпус балалайки может быть различной формы. Есть треугольные, есть овальные. Чаще всего они выполняются из дерева, что придает инструменту особое звучание.

Корпус балалайки - немонолитный. В его состав обычно входит шесть или семь сегментов. Гриф также своеобразный – его голова немного отгибается назад. Для балалайки используются металлические струны.

В восемнадцатом веке для двух струн использовались жилы, а в наше время - нейлон или карбон. Всего гриф балалайки вмещает в себя от шестнадцати до тридцати одного лада. Диапазон был расширен только в конце девятнадцатого века, до этого времени навязных ладов было от пяти до семи.

Как гармонь и жалейка, балалайка стала одним из самых ярких музыкальных инструментов, которые и сейчас ассоциируются с русским народом. Название инструмента происходит от характера звуков, которые он издает. И соотносится со словами балаболить, балагурить – болтать, трезвонить. В этом суть балалайки – в ненавязчивом, легком, веселом звучании, которое способно занять и развеселить слушателя, рассказать ему небольшую историю без надрывного драматизма.

Звучание балалайки

Несмотря на не слишком громкое звучание, балалайка звонкая, ее звук мягкий, теплый. Огромным достоинством инструмента является большой спектр характера звучания акустики. На балалайке можно играть как искрометные веселые произведения, так и нежную, трепетную и камерную музыку.

Звук получается из-за щипков струн – обычно на балалайке они должны быть гибкими и сильно натянутыми. Тогда музыкант зажимает нужный лад и щипает струну или по ней ударяет. Спектр музыкальных приемов, несмотря на кажущуюся простоту исполнения, достаточно велик:

Высота издаваемого звука регулируется зажимаемым ладом, его характер – исполнительским приемом. Балалайка – трехструнный инструмент. Нижние две струны издают звук «ми», расположенный в первой октаве. Верхняя струна соответствует звуку «ля» на кварту выше. Таким образом, диапазон балалайки лежит в промежутке от «до» четвертой октавы до «ми» первой октавы.

Как устроена балалайка

Самая первая, «деревенская» балалайка, устроена иначе, чем музыкальный инструмент, переработанный В. В. Андреевым.

Он укоротил балалайки до шестисот – семисот миллиметров, расположил по корпусу несколько отверстий в форме звезды. Андреев предложил использовать для своей балалайки сразу несколько разных сортов дерева.

Дека должна была быть выполнена из ели, а задняя часть изготавливалась из бука. Это позволило сделать звучание лучше, повысив резонансные свойства балалайки.

Современная балалайка выглядит так:

  1. Кузов/корпус, который включает в себя деку и сегментированную из отдельных фрагментов заднюю часть. На деке расположено окошко – это резонаторное отверстие – и панцирь. Панцирь есть не на всех инструментах – на детские балалайки его не устанавливают.
  2. Гриф с ладами.
  3. Головка с механикой и колками, предназначенными для того, чтобы настраивать инструмент.

Репертуар

Из народной музыки в профессиональное музыкальное общество балалайка пришла благодаря В. Андрееву и его коллегам. Это произошло после ее усовершенствования, примерно в конце девятнадцатого века. Теперь балалайка используется не только соло, но и в составе ансамблей и оркестров. Множество коллективов различных направлений часто используют звучание балалайки в своих выступлениях и на концертах.

Если изначально репертуар балалайки не был так широк: чаще всего ее использовали для исполнения переложений из классической музыки, то рост ее популярности привел к появлению композиторов, создававших специально для балалайки произведения более крупной формы: концерты, сонаты, сюиты. Такую музыку создавали Ю. Шишаков, М.Ипполитов-Иванов, Ю.Речменский и другие.

История

Возникновение инструмента

Балалайка имеет многовековую и сложную историю возникновения. Есть большое количество исторических све́дений касательно происхождения инструмента. По мнению большого количества людей, инструмент был создан на территории древней Руси, остальные считают, что балалайку создали народные умельцы, а именно, киргизы–кайсаки, сделавшие когда-то домбру. Имеется ещё один вариант возникновения: инструмент был завезен во времена татаро-монгольского нашествия на Русь, либо позаимствован от татаро-монгол.
Поэтому вызывает затруднение назвать точную дату создания балалайки, между историками и музыковедами ведутся непрекращающиеся споры. Большее количество знатоков, указывают 1715 год, как дату создания, но этот временной отрезок достаточно условен, потому что имеются более ранние источники, в которых упоминается рассматриваемый инструмент. Самая ранняя дата - это 1688 год.

Считается, что балалайка была придумана крепостными крестьянами, с целью увеселения и скрашивания тяжелых рабочих дней под подчинением жестоких помещиков. Далее, инструмент стал распространяться в среде скоморохов, которые разъезжали с выступлениями по просторам Руси.

Области применения инструмента в древности

Старорусские артисты давали выступления во время ярмарок, развлекали людей, получая таким образом заработок на жизнь и еду. Тогда это был достаточно простой увеселительный инструмент, его ценность раскрылась лишь годами позднее. Однако, увеселительное время длилось недолго, согласно указу великого царя русского Алексея Михайловича, все увеселительные музыкальные инструменты, а именно, домры, балалайки, рожки, гусли и многие другие, было велено собрать и сжечь.

Всех, кто отказывался подчиняться указу и не отдавал инструменты, наказывали: пороли и ссылали в Малороссию. Однако, по истечении времени, после смерти царя указ потерял свою силу и изъятие инструментов прекратили. Балалайку вновь можно было услышать на территории Руси, но длилось это короткий промежуток времени. Некогда популярная балалайка была практически забыта вплоть до середины девятнадцатого века.

Приобретение былой популярности

Был период, когда балалайку забыли, однако не все. Немногими крестьянами этот инструмент все так же использовался. Весёлые звуки трехструнного инструмента можно было услышать в некоторых избах.

И произошло так, что эти звуки были услышаны молодым дворянином Василием Васильевичем Андреевым, когда тот проезжал по территории своего имения. Тогда молодой Андреев задумал популяризовать балалайку. Сначала, дворянин сам освоил игру на инструменте, затем, увидев в нем большой потенциал, решил довести звучание до совершенства.

Василий Васильевич отправился прямиком в Петербург. Там он обратился за помощью к мастеру по скрипкам Иванову, попросив усовершенствовать звук балалайки. Мастер категорично отказался от просьбы. Молодой дворянин опечалился, однако вытащил недорогой ярмарочный инструмент и блестяще сыграл популярную народную песню. Иванов не смог устоять перед дворянином, его виртуозно игрой и дал согласие.

Мастер долго и кропотливо работал, однако создал обновлённую и улучшенную балалайку. Андреев не остановился на достигнутом, ведь он непросто хотел изготовить более усовершенствованный инструмент, но вернуть его в лоно народа и распространить там. С тех пор, все солдаты, которые проходили службу, получали балалайку, которую могли забрать с собой, по истечении военной службы.

Создание Великорусского оркестра

Так игра на балалайке снова возродилась, распространившись ещё шире на территории всей России. Василий Васильевич не остановился на этом, он способствовал созданию целого семейства балалаек, имеющих различные размеры, согласно образцу струнного квартета.

Чтобы воплотить идею в реальность, дворянин пригласил высококлассных мастеров-музыкантов. Изготовленные ними инструменты легли в основу Великорусского оркестра, позже объездившего многие страны мира. Оркестр занимался прославлением балалайки и русской культуры, да так, что Англия, США и Германия создали оркестры русских народных инструментов согласно образцу Великорусского.

В начале работы оркестра Андреев самостоятельно участвовал в нем в роли музыканта, далее стал его дирижёром. Параллельно, Василий Васильевич играл сольно на собственных концертах, которые называли вечерами балалайки.

Проделанная работа поспособствовала огромной популяризации балалайки как на территории России, так и за границей. Кроме того, Андреевым было воспитано большое количество учеников, старающихся изо всех сил популяризовать инструмент.

Наиболее известный его ученик - Трояновский. В то время многими композиторами наконец-то был замечен древнерусский инструмент и он звучать в составе многих оркестров.

Предшественницей балалайки была домра

Во второй половине 17 века, вторым царем династии Романовых Алексеем Михайловичем был издан указ сжечь все гусли и домры. Второй этап - русские гусельники, распевавшие шуточные и сатирические песни. Зачастую они подвергались гонениям, что привело к полному исчезновению домры.

На смену приходит треугольный прибор. Изначально двухструнный. Существует несколько теорий появления названия. Основная: слово пришло из тюркского языка, и первая часть "бала" переводится как "младенец". То есть играя на балалайке успокаивали младенцев.

В начале 19 века балалайка практически исчезает. Воскресителем инструмента становится дворянин Василий Андреев. Усовершенствование произошло не сразу: скрипичные мастера стеснялись работать с инструментом, музыканты не знали, как его улучшить, а высший свет и вовсе презирал.  Но с появлением ансмбля Андреевым - всё кардинальным образом изменилось.

Впервые ансамбль прозвучал в 1888 году в Санкт-Петербурге перед императором Александром 3. Инструмент, изгнанный одним царем, был возвеличен другим. Начался новый путь развития: балалайка становится не только народным, но и концертным инструментом.

Наше время

Сейчас композиторы пишут для балалайки сложные произведения. Однако, профессиональных исполнителей небольшое количество. Народная музыка, к сожалению, интересна лишь малому кругу лиц.

Из самых известных балалаечников на сегодняшний день можно выделить: В. Б. Болдырева, М. И. Сенчурова, Евгения Быкова, В.Н. Конова, А. А. Горбачева, а также Оркестр музыкальных инструментов имени Н. П. Осипова.

Несколько фактов