Корнет

Нотация (запись): `

Строй инструмента: "in B"

транспонирует (звучит): б2 ↓ от написанного

(итал. - Cornetto,  франц. - Cornet a pistons,
нем. -
Kornett,  англ. - Cornet,)


Корнет

Вы, конечно же, замечали, что звучание музыкальных инструментов может быть сочным и благородным, мрачным и зловещим, глубоким и нежным. Каждый звук, созданный внутри инструмента, рождает настроение: тревожное или задумчивое, динамичное или меланхоличное. Чем больше настроений, оттенков, переходов, нюансов может создать инструмент, тем проще и увереннее он завоевывает симпатии музыкантов и слушателей. Громкие, грузные, тяжелые, яркие и резкие духовые инструменты тоже соревнуются друг с другом в чистоте звучания за право стать частью оркестра или получить сольные партии. Корнет – медный духовой музыкальный инструмент – на протяжении XIX-XX вв. вел нешуточную борьбу с трубой и, к сожалению, проиграл ей вековую схватку за симфонический оркестр, заняв скромное, но почетное место в качестве учебного инструмента и участника духового оркестра. Так в чем же история борьбы? И в чем причина поражения?


Голос корнета: его сила и слабости

Начнем с того, что в современном состоянии объем звучания корнета совпадает с диапазоном трубы. При этом в духовом оркестре у корнета, бесспорно, свой голос: он занимает позицию между громкими и звучными трубами и тромбонами и томной валторной, представляя собой середину «меди». Тембр корнета называют мягким и нежным, однако далеко не все ступени корнета звучат чисто. Низкий регистр слишком тяжел и мрачен, а самую высокую терцию считают крикливой и наглой, потому что она звучит напряжённо и сдавленно.
Звук трубы же признается благородным, так как он интонационно однороден в любых регистрах. Поэтому теперь именно труба, наряду с другими сильными тембральными соперниками корнета, – язычковыми деревянными духовыми кларнетом и саксофоном, обладающими широким диапазоном, теплым, нежным и певучим тембром (в отличие от корнета) – занимают важные места в музыке оперы, театра и балета, симфоническом и джазовом оркестрах.

История возникновения

Корнет-а-пистон (фр. cornet à pistons – «рожок с поршнями») возник на базе почтового рожка в период бурных экспериментов над медными духовыми инструментами (XVIII-XIX вв.), когда начинают применяться вентильные и клапанные механизмы к духовым инструментам. Первые рожки с клапанами отличались грубым и грязным звучанием, неустойчивым извлечением звука, однако мастера и музыканты видели потенциальные возможности в будущем: при умелом обращении эти пока еще не совершенные инструменты могли издавать мелодичные композиции достаточной протяженности и силы.Авторство корнета приписывается Сигизмунду Штельцелю, инструмент которого был показан в Париже в 1830 году. Сначала он имел лишь 2 вентиля (через несколько месяцев появился третий), но звук нового инструмента и посетителям балов, и музыкантам показался новым и притягательным: видимо, потому, что гибкость его звука была необычайно и непривычно светлой и яркой для медного духового инструмента. Как сейчас стало ясно, причина успеха корнета не в идеальном и тембрально богатом звучании корнета, а в то время еще в несовершенном звуке молодой и несформировавшейся трубы: именно в этот период мастера пытались создать на её новый духовой инструмент, используя различные помповые механизмы с вентилями, но на трубе эти нововведения сказывались сначала отрицательно. На первом этапе корнет-а-пистон во многих европейских странах не допускался в симфонический оркестр, однако в духовых оркестрах ему находилось достойное место сразу.

Золотое время корнета

Середина и начало XX в. – золотое время для корнета. Сначала во Франции, а затем и повсеместно корнет занял прочное положение в симфоническом оркестре: его легкость в игре, хорошая звучность, беглость и техническая подвижность позволяли ему конкурировать с более благородным звуком все улучшающейся трубы, которая с трудом сдавала свои позиции. В эти счастливые времена для корнета создавались отдельные партии, например, в симфонии Берлиоза «Гарольд в Италии» мастерски используются зловещие низкие регистры корнета,Бизе, сочиняя музыку к драме «Арлезианка», использовал как мягкое звучание корнетов, которое похоже на вальс и передает настроение плавного течения жизни, так и их резкие звуки, создавая бурлящую народную пляску,у П.И. Чайковского в симфонии «Франческа да Римини» звучанием корнета создается торжественно-нервное, буйное настроение, корнеты как будто скрежечут и обдают холодом ада,в балете великого русского композитора «Лебединое озеро» известный динамичный, приподнято-радостный, с изящными переливами «Неаполитанский танец» изначально написан тоже для корнета, хотя теперь нередко исполняется партией трубы,сначала А.С. Даргомыжский в опере «Русалка» (1855) использовал отдельные партии как для труб, так и корнетов, умело сочетая их общие и отличные черты, а затем Лео Делиб в балетах «Коппелия» (1870) и «Сильвия» (1876) тоже не случайно написал отдельные партии для труб и корнетов: в сопоставлении слушатель обязательно заметит: сочный и тяжелый звук труб оттеняет легкость и непринужденность исполнения корнетов.Так корнеты и трубы выступали в равной музыкальной битве симфонического оркестра, где, к счастью, победителей и побежденных не бывает. История музыки оказалась более суровым испытанием.

Корнет в джазе



Прослушайте как звучит корнет

ЦПАН ФСБ РФ – "Дебютант" каприс для корнета с духовым оркестром


Еще один счастливый взлет корнет пережил в 20-30-х годах ХХ в., когда гибкая и изящная музыка джаза нуждалась в чуть резковатых звуках духовых музыкальных инструментов. Кинг Оливер – один из ярких представителей новоорлеанского джаза – мастерски владел корнетом, и его заслуга именно в том, что он и его джаз-бенд отличались дисциплиной и оставили множество магнитофонных записей. Ритмичность, мелодичность, блюзовая мягкость композиций, исполненных Оливером, – еще одно доказательство технического и звукового совершенства корнета.Виртуозом корнета был и Луи Армстронг – хулиган и мастер джаза, что, кстати, не новость: Армстронг научился игре на корнете в школе для «сложных подростков». Его исполнение джазовых композиций на корнете было смелым и искусным, однако вскоре звук трубы показался музыканту благороднее и притягательнее. Труба и саксофон стали ассоциироваться с Армстронгом, джазом, блюзом и вообще черной музыкой. Это, видимо, сказалось на дальнейшей репутации несчастного инструмента, который был вытеснен универсальной и более чистой в звучании трубой. Хотя почему же несчастного? Столь яркая судьба: необычайная и скорая популярность, самобытный звук, роль обучающего инструмента – делает историю корнета похожей на добротный роман с добрым и сердечным финалом. В сегодняшних музыкальных магазинах можно приобрести чудные корнеты разных моделей и конфигураций, их форма и конструкция, продуманная чуть менее 200 лет назад, остается неизменной: геометрически сложной и изящной, как, впрочем, у всех медных духовых инструментов. Еще один удивительный факт: сурдина не оказывает на звук корнета никакого особого влияния. Если различные виды сурдин изменяют звук трубы решительно, не просто приглушая её, а придавая её тембру новую окраску, то корнет теряет звук решительно. То есть в битве за вариативность и приспособляемость труба продемонстрировала широту возможностей и готовность преобразовываться, корнет остался тем, что есть.




Автор: Вожжаев Владлен