Гобой

Нотация (запись): `

Строй инструмента: "in C"

Не транспонирует

(итал. - Oboe,  франц. - Hautbois,
нем. - Hoboe,  англ. - Oboe,)


    Гобой, удивительный инструмент с удивительной и долгой историей, обладающий нежнейшим и ласкающим слух звуком. Этот инструмент по праву занимает одно из главных и значимых мест в оркестре, без него сложно представить многие произведения великих классиков таких как Бах, Гайдн, Моцарта, Шумана и других.

Гобой



    Предки гобоя уходят корнями в глубокую древность. Со временем у человека возникла мысль создания источника звука-"трости", изготовленной из камыша и соединённой впоследствии с продольной или поперечной дудочкой. Разновидностью примитивных инструментов были дудочки типа флейты, гобоя, а также рога животных-предшественники медных духовых инструментов.
    Гобой происходит от того же предка, что и кларнет. Однако развитие исходного инструмента (древней свирели) до возможности использования в профессиональной музыке шло в дальнейшем различными путями как в части поисков конфигурации сечения звукового канала, так в особенности в отношении принципа строения трости, чем обусловливалось различие в тембре шалмея и шалюмо — прямых предшественников современных гобоя и кларнета.

Аволс

На фото "Аволс"

Технология язычковых инструментов использовалась еще в древние времена, уже тогда существовали первые инструменты, в строении которых использовалась одинарная или двойная трость. В Древнем Египте музыканты использовали язычковые инструменты называвшиеся "мемет".
В Древней Греции в роли предка гобоя выступал инструмент называвшийся "авлос", там он получил в свое время очень большое распространенность.


Аналогом древнегреческого инструмента являлся так называемый "тибия" , использовался он в Древнем Риме и у этрусков. Так же существовали инструменты по тем временам очень похожие на современные по устройству и типу звучания волынки, называются они "бурдон". Устройство их было следующее, состояли они из двух трубок, в которые одновременно подавался воздух, и следовательно одновременно появлялся звук, при чем одна из трубок при подаче в неё воздуха давала одинаковое звучание другой трубке, только это звучание выполняло роль сопровождения и было в басовом регистре. Но основная эволюция гобоя происходила в Европе, уже начиная в двенадцатого века инструмент начали все больше и больше рисовать и изображать на картинах и гобеленах, что очень облегчает процесс слежения за историей эволюции и совершенствования инструмента. Гобой, называемый шалмеем, был изобретен в эпоху Ренессанса, делали его из одного сплошного куска дерева, имевшего довольно большую, продолговатую длину.

Шалмей

На фото "Шалмей"

Шалмеи в то время делали и изобретали в нескольких разновидностях, как и человеческие голоса, от высокого до низкого, то есть от сопранового до басового. Именно столь большая классификация позволяла создавать так называемые "консорты" из шалмеев, консортами тогда назывались ансамбли. Время шло дальше и инструмент совершенствовался и изменялся в хорошую сторону, сейчас мы перенесемся во Францию, родственники гобоя, шалмей и круммхорн звучали практически везде, от торжественных и величественных придворных празднеств до обычного деревенского, сельского праздника. Это широкое распространение инструмента не прошло мимо известных французских мастеров. Филидор и Оттетер - люди взявшиеся за совершенствование инструмента, введение в его строение разделение на части, теперь было три части, изменено расположение клапанов и дырочек для них, так же было улучшено интонирование инструмента, что намного облегчало игру на нем. Так же конструкторы добавили несколько клапанов, но самое главное это было то, что трость была улучшена, теперь музыкант мог свободно управлять ею своим губным аппаратом, мог делать спокойно вибрато, да и вообще звук стал намного прозрачнее, чище, красивее. Все эти усовершенствования сделали гобой еще более известным инструментом, особенно после того как гобои вошли в состав военных оркестров, за счет которых получили быстрое распространение по Европе.

Так же гобои брали в оркестры оперных театров, балетных постановок, а так же стал использоваться как ансамблевый и солирующий инструмент. Все эти шаги в конструкции и изобретениях сделали гобой главным инструментом восемнадцатого века, даже говорят что этот век "золотой век гобоя". Ну и самые последние модификации гобоя связаны с тем, что конструкция всех деревянных инструментов претерпела существенные изменения. Теобальд Бём сконструировал и предложил очень эффективную систему клапанов, облегчающую значительно игру на инструменте и позволяющую намного улучшить звучание, и что очень важно, увеличить значительно диапазон, в котором инструмент мог бы играть. Но гобой это все же отдельный инструмент из всей семьи деревянных духовых инструментов и он требовал отдельного подхода к своей технической стороне. Двое изобретателей Люсьен и Франсуа Лоре изменили и модифицировали систему механики для гобоя, тем самым облегчив игру на нем, так же эту систему используют и по сей день, и она очень нравится исполнителям музыки на гобое. Как вы убедились история у этого необычного инструмента весьма и весьма интересная.



Послушайте как звучит гобой

Аллесандро Марчелло - 1. Andante (oboe concert)


Аллесандро Марчелло - 2. Adagio (oboe concert)

 
Аллесандро Марчелло - 3. Presto (oboe concert)

 
А теперь нужно рассказать о семействе гобоя, именно того гобоя, который мы привыкли видеть и его ближайших родственниках. У него очень большое семейство: гобой - пикколо(мюзетт), звучит выше чем обычный гобой; дальше идет обыкновенный гобой, который привыкли наблюдать в симфонических оркестрах; гобой д'амур, играет ниже чем обычный гобой, так как находится в другом строе; после идет альтовый гобой или как все привыкли слышать его обычное название английский рожок, звучит он ниже чем обычный гобой, так же по причине другого строя; ну и самый низко звучащий из семейства, баритоновый гобой, звучит он ровно на октаву ниже обычного гобоя, используется не так часто как остальные представители семейства.


Автор: Вожжаев Владлен